
Памятник воинам-освободителям «Слава героям Великой Отечественной войны, павшим от рук палачей-фашистов в 1941–1945 годах» был установлен в 50-х годах на пересечении улиц Школьной и Первомайской (ныне им. Героя Советского Союза Ф.И. Васильева). Сюда с полей и из некоторых братских могил были перенесены останки умерших и расстрелянных в годы оккупации с октября 1941 по август 1943 года. Шли годы, колхозами «Родина», «Красная звезда» и совхозом «Таганрогский» было принято решение построить новый памятник-мемориал, а прежний перенести в хутор Максимов, в центре которого он ныне и находится.
Мемориал в селе Весело-Вознесенка воздвигли в 1972 году в районе разрушенного храма (в XIX веке его строил казачий атаман Матвей Платов, но в 30-х годах прошлого столетия храм был разрушен). На мемориале расположены плиты, посвященные памяти героев Гражданской и Великой Отечественной войн. В декабре 1918 года в село вошли белогвардейцы. Для борьбы с ними сразу же был создан
подпольный революционный повстанческий комитет, в который входили Григорий Игнатьевич Хворостенко, Иван Павлович Воробьев, Евдоким Евсеевич Бондаренко, Федор Сергеевич Погорелов, Ананий Григорьевич Устименко, Григорий Андреевич Соколов, Игнат Ильич Удовитченко, Иван Иванович Бакшевников, Василий Федорович Клименко, Александр Евсеевич Бондаренко, Иван Осипович Жуков. Комитет занимался агитацией среди населения, приобретал оружие для предстоящей борьбы.
Недовольство обострилось, когда Деникин, не дождавшись добровольцев в свою Добровольческую армию, в феврале 1919 года перешел к насильственной мобилизации.
В село тоже явился офицер с казаками, и в вечернее время они стали приводить мужчин для мобилизации в Весело-Вознесенское волостное управление (в те годы наше село входило в состав Таганрогского округа и называлось Весело-Вознесенской волостью). Вознесенцы не дрогнули, ни один односельчанин не вступил в армию Деникина, напротив, здание волостного управления было обстреляно жителями, и деникинская мобилизационная комиссия вынуждена была спасаться бегством.
После этого случая стало понятно, что вскоре на село обрушатся карательные отряды, как было в соседних селах и повсеместно на Дону. На следующий же день ударили в церковный колокол, созывая людей на сход. Люди, встревоженные случившимся, собрались всем селом на площади перед церковью, где и был создан повстанческий отряд, насчитывавший в своих рядах 199 боеспособных мужчин. Были избраны командир и члены штаба, принято решение вооружить всех членов отряда, кузнецам приступить к изготовлению пик, совершить нападение
на Новониколаевскую тюрьму города Новоазовска с целью завладения оружием. Командиром отряда народ попросил быть Евдокима Евсеевича Бондаренко, человека с крепким характером,
знающего военное дело.
События в округе развивались кровавые. С отрядом, боясь дикой расправы, ушли и некоторые мирные жители села, погрузив на телеги нехитрый скарб и детей. Каратели ворвались в село
сразу же после ухода повстанцев, запылали хаты, полилась кровь. Восемь повстанцев были приговорены к расстрелу (только одному из них удалось спастись)…
Карательные отряды деникинцев были настолько усилены пулеметами, артиллерией, а также личным составом, что было понятно: сражаться с ними отдельным повстанческим отрядом
означало бессмысленно загубить весь отряд. Было принято решение прорываться с боями на Украину к станице Волноваха для соединения с частями Красной Армии. Переход прошел благополучно. За это время к отряду вознесенцев присоединялись повстанческие отряды близлежащих сел, и к концу перехода в отряде было уже более 1000 человек. Отряд был преобразован
в 1-й Донской повстанческий полк, и вознесенцы Гвоздев, Макаров, Ткаченко, имевшие военный опыт, были назначены комиссарами полка.
Полк прошел большой боевой путь, сражаясь с белогвардейцами, неся победу Красной Армии и теряя дорогих сердцу товарищей. То были лихие, кровавые годы. Этот самоотверженный подвиг наших прадедов, сражавшихся за правое дело, не забыт и навеки вписан в историю Весело-Вознесенки.
Великая Отечественная война тоже оставила свой кровавый след в селе. Около 60 мирных жителей были расстреляны фашистами в годы оккупации, из них 12 детей школьного возраста. При освобождении села погиб танкист, лейтенант Алексей Дмитриевич Григорьев. Наши земляки внесли достойный вклад в дело Великой Победы. 650 вознесенцев участвовали в боях на огненных рубежах Великой Отечественной войны: и в защите блокадного Ленинграда, и в разгроме немцев под Москвой, и в Сталинградской и Курской битвах. Более 300 вознесенцев отдали свои жизни на алтарь Великой Победы. Трое выпускников Весело-Вознесенской школы – генерал-лейтенант Алексей Николаевич Потемкин, сержант Феофан Ильич
Васильев и капитан Андрей Гаврилович Сухоруков – были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди орденоносцев нашего поселения и Анатолий Павлович Жуков – генерал-майор
авиации, награжденный двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны и многими другими орденами и медалями. 350 вознесенцев-победителей вернулись в родное село в орденах и медалях, и большинство из них с ранениями и контузиями, полученными в ходе боев.
Нельзя не сказать о наших освободителях. 18 августа 1943 года началось крушение Миусфронта. Под селом Куйбышево был осуществлен прорыв фронта, и наши войска начали окружать таганрогскую группировку немцев. 28 августа 1943 года танковый батальон майора Мирошниченко в составе 8 танков и 35 автоматчиков к исходу дня подошел к Весело-Вознесенке.
Завязался бой за ее освобождение.
У немцев силы было больше. Но героизм наших солдат и офицеров позволил выполнить задачу. Осложнила борьбу наступившая ночь. Казаки еще не взяли к этому времени мост у хутора Ломакино, что позволяло немцам подтягивать силы к Весело-Вознесенке из Таганрога. Наши танки и пехотинцы вынуждены были отойти к северной части села.
Ночь с 28 на 29 августа разделила наше село на две части: на севере наши, а по южной дороге немцы еще кое-что смогли пропустить из сил, отступающих из Таганрога. За ночь положение резко
изменилось: к танкистам присоединилось около 100 вознесенцев под руководством А.Н. Дорофеенко и Голубева, а у немцев силы ослабевали, так как казаки стали овладевать мостом у Ломакино и не позволяли немцам получать подкрепление из южной части села.
Героизм и мужество проявили женщины, которые доставляли на оборонительные рубежи продукты питания, перевязывали раненых, организовали временный госпиталь.
Среди них: Елизавета Павловна Дзюбенко, Клавдия Тимофеевна Пройдакова, Раиса Александровна Абрамова, Екатерина Петровна Бабичева.
С рассветом 29 августа бой возобновился. И к 8–9 часам утра село было полностью освобождено от фашистских стервятников.
Танкисты заняли круговую оборону. К этому моменту было подбито два немецких танка и в качестве трофеев захвачено пять орудий. Однако и наши защитники несли потери – фашистам удалось подбить два наших танка. Попытка немцев с одним орудием прорваться со стороны села Приазовского провалилась, им навстречу вышли танки, пехотинцы и вознесенцы, уничтожив группировку противника численностью до 150 человек.
В этом бою погибли Александр Трофимович Закутний и Александр Васильевич Однохоров. Позднее от ран скончался Иван Федорович Погорелов.
Также была уничтожена группа немцев в 25–30 человек на северном рубеже села. Когда танкисты получили новый приказ, состоялся митинг. Командир батальона поблагодарил вознесенцев за помощь, за организацию медобслуживания раненых, за трехдневное
обеспечение питанием. В ответном слове – благодарность жителей за освобождение села Весело-Вознесенка от фашистских захватчиков. Иван Ананьевич Васютченко попросил командира батальона взять с собой вознесенцев-добровольцев, и эта просьба была удовлетворена. На бронь шести танков село около 25 вознесенцев. Среди них И.А. Васютченко, В.В.
Кривенко, П.А. Вакуленко, С.Ф. Петренко, Г.В. Кавалеристов, И.Ф. Гордиенко, Ф.П. и И.П. Шаповаловы, Д.Т. Орлов и другие. К сожалению, лишь пять из них в Чехословакии встретили День Победы и вернулись домой. Остальные положили свои жизни на алтарь Великой Победы.
Из воспоминаний командира 516-го огнеметного танкового батальона батальона, майора Ивана Прокофьевича Литвиненко и бывшего врача батальона Бориса Марковича Малкина:
«...Летом 1943 года 516 отдельный огнеметный танковый батальон был передан пятой ударной армии, которая прорывала оборону на реке Миус в направлении Куйбышево – Мариновка. Бои шли сильные. Обе стороны несли огромные потери. И все же прорыв фронта длиной 4–6 километров на глубину 22 километра у Саур-Могилы был осуществлен. 24 августа 516-й танковый батальон поступил в распоряжение 4-го Сталинградского корпуса, которым
командовал генерал Т.И. Танасчишин.
Село Весело-Вознесенка имела важное стратегическое значение: мимо него вдоль Азов-ского моря пролегала единственная дорога, по которой вражеские соединения могли бы ускользнуть из окружения. Ее-тo надлежало «оседлать» танками 516-го танкового батальона.
27 августа был получен приказ взять десантом на танки роту автоматчиков, совершить марш через Федоровку на юг и овладеть селом Весело-Вознесенка, тем самым замкнуть окружение немецкой группировки. Под прикрытием танкового взвода разведки батальон двинулся к Весело-Вознесенке. К исходу дня были уже около села.
По сигналу танки из колонны стали перестраиваться в боевой порядок. Танк капитана В. Хворощенко выдвинулся к разведгруппе, чтобы уточнить обстановку, но был подбит. Началась огненная дуэль. В селе Весело-Вознесенка у противника, кроме 200 пехотинцев и стольких же кавалеристов, было 9 танков, 4 самоходных и несколько противотанковых орудий. Не дождавшись, пока все танки станут в боевой порядок, И.П. Литвиненко подал знак флажками: «Делай
что я!» и приказал механику-водителю: «Вперед, в атаку!» Вслед за нами на максимальной скорости устремились остальные танки. Проскочив к самым заборам северной части села, танки
сбавили скорость и сбросили пехотинцев. Немцы и власовцы растерялись и, бросая оружие, побежали.
Так мы продвинулись к шоссе Таганрог – Мариуполъ, расстреляли фашистский танк и повернули обратно. Механик-водитель вел танк вдоль села по кукурузному полю. В метрах двухстах от северо-восточной окраины наш танк, обстреливаемый немецкими самоходными орудиями, выскочил на открытое место. Снарядом перебило гусеницу, но мы не остались в долгу и подбили самоходное орудие «Фердинанд». Воспользовавшись тем, что наш танк оказался
неподвижным, фашисты подожгли его. И. Боженкова взрывной волной выбросило из машины, а меня ранило в глаз, руку и голову. Мы с И. Боженковым, отстреливаясь пистолетами, отошли
к кукурузному полю.
Обожженных и раненых, нас намазали вазелином и перевязали раны. Собрав командиров рот, я отдал приказ, как действовать на рассвете 29 августа. Отряд партизан из местных жителей пришел на помощь, заняв круговую оборону. Танки и пехота расположились на восточной и западной окраине села и в садах. Но раны меня начали беспокоить, и командование батальоном на себя принял мой заместитель П. Дратованый.
К 9 утра 29 августа с востока показалась вражеская пехота численностью до полка с тремя противотанковыми пушками. Плотным боевым порядком шла пехота врага. Однако наши части интенсивным огнем отразили напор противника и заставили его откатиться. Через час атака была возобновлена, но и она была отбита. В 15 часов последовала третья атака, в которой противник, чтобы добиться успеха, прибегнул к чудовищной подлости. Впереди наступающих подразделений немцы гнали прикладами
и палками жителей поселка Приазовского – более 70 женщин, стариков и детей. Наши солдаты отчетливо видели, как немцы били несчастных людей, заставляя идти под пули.
Заместитель командира танкового батальона П. Дратованый решил немедленно бросить в контратаку танки. Часть танковой группы стремительно ворвалась с фланга в боевые порядки немцев, уничтожая их огнем и гусеницами. Танкисты отсекли от пехоты местных жителей, которые тут же разбежались. Немцы в панике бежали...».
Четверо суток отряд капитана П. Дратованого удерживал село, прочно запирая дорогу, по которой противник пытался отступать. Бои в Весело-Вознесенке обошлись врагу дорогой ценой: на поле боя остались 1500 солдат и офицеров, много оружия, продовольствия и два знамени, оперативные документы, карты.
Вознесенцы свято чтут память своих освободителей. Им заложена мраморная плита у памятника «Воинам-освободителям». |