Понедельник, 29.04.2024, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МБОУ В-Вознесенской СОШ


                          




                                     
                                                                      Сведения об образовательном учреждении
Официальный интернет-портал правовой информации ГИА9 класс
Горячее питание
2023
ВКонтакте
Народный ревизорро
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Готовность детей к школе

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ


Существуют разные подходы к пониманию готовности к школьному обучению. Согласно одному из них, она отождествляется с наличием у ребенка некоторого круга знаний и представлений, необходимых для школьного обучения. Здесь на первый план выходит интеллектуальное развитие, что предполагает наличие запаса знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и др.), сформированность предметно-специфических знаний (математические представления, речевая, пространственно-графическая подготовка).

Последнее время педагоги и родители все больше стремятся загружать дошкольников «полезной» содержательной деятельностью, предполагая, что таким образом они в будущем избавят детей от школьных трудностей. Фактически школьный тип обучения вошел в дошкольное воспитание. У дошкольников не остается времени для игры. Некоторые родители так спешат вырастить вундеркиндов — логически рассуждающих, абстрактно мыслящих, и не только на родном языке, но и на нескольких иностранных, что забывают о возрасте ребенка.

Ребенок — материал гибкий, хорошо поддающийся дрессуре, но раннее обучение основам грамоты, счету не является залогом дальнейшего беспроблемного обучения. Чаще всего бывает наоборот, «маленькие гении», радующие родителей и воспитателей, в начальной школе учатся посредственно и ничем не отличаются от других детей.

Школьная практика показывает, что при подготовке детей к обучению в школе недостаточно развития познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков. Можно привести много примеров того, как дошкольник, казалось бы хорошо подготовленный к обучению в школе, если судить по объему его знаний и умений, попадает в число трудных учеников. Школа и уроки в школе не являются для такого ребенка чем-то новым, необычным, притягивающим, манящим.

Согласно второму подходу, психологическая готовность к школьному обучению понимается как наличие предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте. Специальная подготовка детей к обучению в школе представляет собой формирование у них элементов будущей учебной деятельности: умения ориентироваться на систему правил в работе, сознательно подчинять свои действия правилу, умения слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу, контролировать свои действия и соотносить их с действиями партнера.

Так, например, на специально организованных занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию у старших дошкольников взрослый сначала показывает детям образец, например аппликации, которую они должны сделать сами в подарок кому-нибудь из близких родственников.

Потом дети вместе со взрослым рассматривают аппликацию по частям, определяют способ действия и последовательность операций и, приступив к изготовлению поделки, должны ориентироваться на образец, осуществляя контроль за собственными действиями. Последний этап обучения связан с оценкой своей деятельности.

Помимо этого, формирование предпосылок к учебной деятельности, по мнению сторонников этого направления, возможно при выполнении рисуночных диктантов, в которых вводятся правила, обязательные для выполнения. Важным является умение выделить учебную задачу, удерживать ее на протяжении работы, запомнить 3–4 правила и строго их соблюдать, осуществляя контроль за своими действиями в процессе работы. В программу подготовки детей к обучению в школе вошли графические диктанты, рисование по клеточкам, рисуночные диктанты.

По мнению сторонников третьего подхода, психологическая готовность связана с особенностями всей личности ребенка — с его умственными, эмоционально-волевыми, моральными, физическими и другими качествами. Основным показателем является развитие мотивационной сферы. То есть у ребенка, поступающего в школу, должны возникнуть готовность к изменению социального статуса с «дошкольника» на «школьника» и «внутренняя позиция школьника».

Особая внутренняя позиция может сформироваться при условии, что переход к школьному обучению несет в себе что-то новое, ранее не известное ребенку. К большому сожалению, для многих детей переход из детского сада в школу не воспринимается как этап новой самостоятельной жизни, приближающий их к заветной черте — взрослости.

Однако встречаются и такие случаи, когда ребенок испытывает огромное желание стать школьником, как его брат, сосед, знакомый. Он торжественно обещает учиться только на пятерки, но через две-три недели заявляет, что больше в школу не пойдет, потому что учиться в школе тяжело и неинтересно. Значит, психологическая готовность к обучению в школе — это не только желание стать школьником. Несомненно, это важное приобретение дошкольного возраста, но не определяющее степень успешности школьного обучения.

Психологи, исследующие проблему психологической готовности к обучению в школе, уделяют особое внимание произвольности. К началу школьного обучения ребенок должен научиться управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действие по образцу, на уроке слушать учителя и говорить с разрешения учителя. Для этого очень важно развитие произвольных форм общения со взрослыми и сверстниками. Этому способствует возможность занимать разные позиции по отношению к партнеру в процессе общения. Можно выделить пять позиций: «пра-мы», «сверху», «снизу», «на равных», «демонстративно-отстраненная».

С первых минут общения ребенка с близким взрослым реализуется позиция «пра-мы». Младенец является максимально социальным существом, так как он — активный участник жизни взрослого человека. Малыш вместе с мамой «готовит обед», «стирает белье», «ждет папу с работы». Ребенок еще ничего не умеет делать самостоятельно, а мама, разговаривая с ним, приговаривает: «Сейчас мы пойдем гулять» или «Скоро мы будем кушать кашу». Общение с позиции «пра-мы» делает всех участников «со-деятелями», выполняющими одну и ту же деятельность вместе. Такой тип общения дает ощущение психологической защиты, поддержки, которая так необходима маленькому ребенку. Ребенок, которого часами держат в кроватке или в манеже, не приучают к рукам из-за боязни, что он потом не даст ничего делать по хозяйству, никогда не поймет и не почувствует, что значит быть с кем-то вместе как одно целое. Не узнав этого чувства, ни в семье, ни в коллективе, он не сможет чувствовать себя частью целого, вставать в позицию «пра-мы» для совместного решения общих проблем.

«Сверху» или «над»

Взрослый по отношению к ребенку чаще всего находится в позиции «сверху» или «над». Условно говоря, это позиция «учителя». Человек, занимающий эту позицию, по отношению к другому выступает носителем информации. Общение с этой позиции дает ему возможность переосмыслить свои знания. Умение вставать в позицию «над» по отношению к партнеру дает возможность ребенку понять и переосмыслить систему приобретенных знаний, потому что надо уметь объяснить так, чтобы другому стало все понятно, а для этого надо самому хорошо владеть материалом.

«Снизу»

Позиция «снизу» — это позиция «ученика» или активного слушателя. Находясь в этой позиции, ребенок имеет возможность получить новую информацию, которая позволит ему лучше ориентироваться в пространстве, в окружении сначала близких взрослых, а потом и любых других взрослых.

«На равных»

Овладев позицией «сверху» и «снизу», ребенок учится общаться с партнером «на равных». Это партнерская позиция. Для ее реализации партнеры по общению должны уметь слушать и ясно, четко формулировать свои высказывания. В позиции «на равных» ребенок учится согласовывать свои действия с действиями другого.

«Демонстративно-отстраненная»

И самая последняя позиция, которой овладевает ребенок, это позиция «демонстративно-отстраненная». Она предполагает умение наблюдать со стороны, непроизвольно вникать в суть дела. Родителям знакома такая ситуация, когда ребенок со всем своим скарбом тащится на кухню, где мама готовит ужин, для того чтобы играть там, где в этот момент находится мама. Стоит только маме переместиться в другую комнату, ребенок тащит все свои игрушки за ней, пристраивается около нее и продолжает играть. В этот момент ребенок занят своим делом, но он хочет оставаться активным участником жизни взрослых, все знать, все слышать. Очень часто дети, не являясь активными участниками разговора взрослых, слышат все, о чем те говорят. В семье, где есть старшие и младшие дети, младшие, находясь в такой позиции общения, быстрее старших обучаются основам грамоты. Родители вместе со старшим ребенок решают задачи, учат таблицу умножения, а младший крутится около них и непроизвольно запоминает то, что старшему дается с трудом.

Все перечисленные позиции общения развиваются и совершенствуются на протяжении всей жизни человека, но нельзя допускать, чтобы какая-то позиция была превалирующей по отношению к другим, так как каждая позиция по-своему ценна. Умение совмещать одновременно несколько позиций, видеть себя и свои поступки со стороны способствует формированию предпосылок учебной деятельности: действий контроля и оценки деятельности, которое ориентирует ребенка на поиск общего способа решения учебной задачи. Ориентация на поиск общего способа решения задачи является особенностью, которая отличает младших школьников от дошкольников, для которых интерес представляет не процесс, а результат.

Изучение психологических особенностей детей, не готовых к обучению в школе, показало, что у всех этих детей не складываются отношения со взрослыми и сверстниками. Специфические формы общения со взрослыми и сверстниками влияют на формирование неадекватной самооценки, что сказывается на неправильном отношении к самому себе: ребенок либо переоценивает, либо недооценивает себя.

Нарушения в сфере общения со взрослыми и сверстниками связаны с тем, что дети не удерживают длительное время контекст общения, затрудняются встать в позицию партнера и в совместной деятельности ориентироваться на поиск общего способа действия, а не на достижение поставленной цели. Это, в свою очередь, служит показателем отсутствия теоретического отношения к задаче, являющегося важным условием перехода с позиции «эмпирика», присущей дошкольнику, на позицию «теоретика», характеризующую школьника.

Искажения в общении со взрослыми влекут за собой трудности в общении со сверстниками и выражаются в том, что ребенок не может удерживать длительное время контекст общения, не воспринимает учебную задачу и не ориентируется на поиск общего способа действия. Отсутствие этих важных умений затрудняет процесс овладения системой научных понятий. Учебная деятельность как способность учиться у них отсутствует.

Учебная деятельность страдает и у тех детей, которые способны удерживать контекст общения со взрослым, принять на время позицию партнера и длительное время удерживать условия задачи, но их деятельность направлена на решение учебной задачи, а не на поиск общего способа действия. Это свидетельствует о наличии трудностей во взаимоотношениях со сверстниками. Первичной формой учебной деятельности является ее коллективное выполнение. При отсутствии у ребенка умения встраиваться в коллективную совместную деятельность затрудняется формирование умения учиться средствами учебной деятельности.

Рекомендации родителям дошкольников:

1. Больше общайтесь с детьми. Но общайтесь не формально, а искренне заинтересованно!

2. Играйте с ними. Для дошкольника игра является ведущей деятельностью, в которой формируются все психологические новообразования, необходимые для успешного школьного обучения.

3. Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни является тяжелым стрессом для детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

4. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут, поэтому необходимо прерываться, и давать малышу физическую разрядку.

5. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи, невропатологи и психологи.

6. Больше всего малыш нуждается в вашей поддержке, хвалите его, не ругайте за «двойки» и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

7. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка.

8. Иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним!


Педагоги-психологи: Исхакова Г.И., Казарова Е.Г
Архив записей
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Телефон доверия

Витрина закупок РО

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz