Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Правила безопасной работы в сети Интернет
Правила безопасной работы в сети Интернет для родителей
Как родители могут обезопасить своих детей от получения негативного опыта в интернете?
Дети и подростки — активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфо-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве — важная задача для их родителей. Используя исследования рисков онлайн-среды и статистику работы Линии помощи «Дети онлайн», мы предлагаем Вам полезную информацию и серию рекомендаций. С их помощью Вы сможете помочь своему ребенку использовать интернет более грамотно и безопасно.
В основе рекомендаций лежит разработанная Фондом Развития Интернет классификация интернет-рисков, результаты исследования «Дети России онлайн», которое было проведено Фондом Развития Интернет по методологии международного исследовательского проекта Еврокомиссии «EU Kids Online II» (2010—2011 годы), а также обращения пользователей, поступившие на Линию помощи «Дети Онлайн».
Основные правила безопасности для родителей
- Прежде, чем позволить ребенку пользоваться Интернетом, расскажите ему о возможных опасностях Сети (вредоносные программы, небезопасные сайты, интернет-мошенники и др.) и их последствиях.
- Четко определите время, которое Ваш ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать.
- Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений.
- Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения.
- Спрашивайте ребенка о том, что он видел и делал в Интернтете
- Объясните ребенку, что при общении в Интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры) и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
- Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также "показывать" свои фотографии.
- Помогите ребенку понять, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете — правда. Приучите его спрашивать то, в чем он не уверен.
- Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.
- Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации.
- Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека.
- Постараться регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;
- Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов — читать грубости также неприятно, как и слышать;
- Проверяйте актуальность уже установленных правил. Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка.
Как помочь
Что делать, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой
-
Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
-
Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.
-
Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
-
Соберите наиболее полную информацию о происшествии – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться для обращения в правоохранительные органы.
-
В случае, если вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно произошедшее с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме.
Правила безопасной работы в сети Интернет для учителей школы
Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Школа должна играть одну из ключевых ролей в обучении детей безопасному использованию интернет-технологий. Помимо выполнения очевидных мер безопасности (установка антивирусных программ, брандмауэров, фильтров, ограничений по времени) необходима разработка и реализация правил электронной безопасности, которые требуют привлечения широкого спектра заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг интернета. Среди них могут быть следующие:
-
Разработать четкие правила и процедуры использования интернета в школе, включая правили против агрессии по интернету и через мобильные телефоны, и регулярно оценивать и пересматривать их эффективность.
-
Обеспечить осведомленность о правилах допустимого пользования ИКТ и их применении. Очень важно, чтобы эти правила соответствовали возрасту.
-
Ввести действенные санкции к нарушителям правил пользования интернетом.
-
Назначить координатора действий по электронной безопасности.
-
Использовать лицензированного поставщика услуг интернета.
-
Использовать программные продукты фильтрации/мониторинга.
-
Обеспечить обучение всех детей навыкам электронной безопасности.
-
Обеспечить обучение и повышение квалификации коллектива в области электронной безопасности.
-
Организовать в школе пункт приема обращений, чтобы иметь возможность собирать и регистрировать происшествия в области нарушений электронной безопасности.
-
Проводить регулярную проверку принимаемых мер в области электронной безопасности.
Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы детей в интернете для родителей и педагогов:
-
Установите компьютер в местах, где к нему будет общий доступ (в общей комнате, компьютерном классе), чтобы ребенок не мог долго оставаться наедине с компьютером
-
Будьте осведомлены об интернет-сайтах, которые используют дети и о том, как они проводят время онлайн
-
Установите брандмауэр и антивирусное программное обеспечение, объясните детям как программы фильтрации и блокировки или мониторинга могут им помочь безопасно использовать интернет. Объясните им принципы работы этих программ, а также причины, из-за которых вы их используете. Храните в секрете любые пароли, связанные с этими программами.
-
Получайте новые знания о том, как безопасно использовать интернет (через интернет-сайты, от интернет-провайдеров, из публикаций по данной теме в прессе и в специальной литературе, на обучающих семинарах)
-
Установите правила использования компьютера и интернета (дома, в школе)
Однако недостаточно просто иметь эти правила, взрослые должны активно использовать методы, которые помогают детям определить, каким должно быть безопасное поведение, и самим вести себя соответствующим образом.
Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др. На уроках информатикидля младших школьников стоит обратиться к онлайновой игре «Wild Web Wood», содержащей основные понятия об устройстве Интернета, правилах работы в нем, в том числе — о сетевом этикете. Дети с помощью выбранных героев игры и мудрого Паучка найдут в ней много полезных советов о безопасном использовании Интернета, которые интересно также будет узнать родителям и педагогам. Игра создана на основе справочника Совета Европы «Интернет-грамотность», переведена на русский язык и будет интересна детям младшего и среднего школьного возраста. Ее можно найти по адресу: http://www.wildwebwoods.org/.
Правила безопасной работы в сети Интернет для учащихся
Вредоносные программы — различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Как не подцепить вирус
- Не открывай материал, присланный незнакомцами.
- Не открывай сомнительный файл с вложениями, даже если ты получил его от своего знакомого. Свяжись с другом, от которого ты получил сообщение, и уточни у него, действительно ли он является автором послания
- Не запускай и не скачивай файлы (например, музыку, фильмы, игры) из сомнительных источников.
- Старайся не нажимать на рекламные баннеры, даже если они кажутся тебе очень заманчивыми.
- Старайся не посещать сомнительные сайты или ресурсы.
- Для защиты от спама:
-
Не выдавай в Интернет своего реального электронного адреса, есть риск использования твоего почтового ящика в качестве рассылки спама.
-
Старайся чаще менять пароли к электронной почте, к страничке в социальной сети и др.
- Заведи себе два адреса — частный, для переписки (приватный и малоизвестный, который ты никогда не публикуешь в общедоступных источниках), и публичный — для публичной деятельности (форумов, чатов и так далее).
- Если ты не пользуешься компьютером, старайся отключать его от соединения с Интернетом.
Борьба с вирусами
- Не сохраняй на своем компьютере неизвестные файлы. Подозрительные сообщения лучше немедленно удалять:
- удали сообщение из папки Входящие;
- удали сообщение из папки Удаленные (Корзина);
- выполни над папками операцию "Сжать" (Файл/Папка/Сжать все папки).
Если твой компьютер заражен:
- Отключи компьютер от интернета и локальной сети.
- Не пытайся самостоятельно решить проблему, не жми на все кнопки подряд, посоветуйся со взрослым.
- Или если необходимо, обратись за помощью в службу технической поддержки производителя установленного на твоем компьютере антивирусного ПО.
Если ты уверенный пользователь компьютера:
- Загрузи компьютер в безопасном режиме (включи компьютер, нажми и, удерживая клавишу F8, выбери Безопасный режим (Safe Mode) в открывшемся меню).
- Проведи полную антивирусную проверку компьютера.
- Если в результате проверки обнаружен вирус, червь или троянская программа, следуйте указаниям производителя антивирусного ПО. Хорошие антивирусы предлагают лечение зараженных объектов, помещение подозрительных объектов в карантин и удаление троянских программ и червей.
Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: хакер незаконно получает доступ к личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб. Отправка любых смс на короткие номера сотовых операторов с последующим списанием средств со счета мобильного телефона сверх указанной ранее суммы либо без получения указанной услуги также является видом кибермошенничества.
Предупреждение кибермошенничества
- Ни под каким предлогом не выдавай незнакомым людям свои личные данные (домашний адрес, номер телефона и т.д.) и пароли.
- Перед тем, как воспользоваться развлекательными услугами Интернета (скачать музыку, фильм и т.д.), проверь, что после этого тебя не попросят заплатить деньги.
- Не верь всему, что видишь в Интернет.
- Старайся остерегаться новых предложений и услуг, все они требуют вложения крупной суммы денег (например, местонахождение человека по номеру его мобильного, повышение рейтинга в социальной сети и т.д.)
- Советуйся со взрослыми перед тем, как загрузить, скачать или установить ту или иную услугу.
- Очень внимательно выбирай сайты, на которых ты хочешь сделать покупки и удостоверься в их надежности. Собери как можно больше информации о сайте, спросив, например, название, адрес и номер телефона центрального офиса, описания общих положений контракта и, особенно о том, как отменить заказ; кроме того выясни о защите и управлении личными данными и безопасности оплаты; и сравни цены, отыскав такой же предмет на других сайтах.
- Если ты получил неожиданное электронное письмо, в котором тебе предлагается невероятно выгодная сделка, вероятность того, что это мошенничество, очень велика.
Борьба с кибермошенничеством
- Если компьютер подцепил вирус, не отправляй смс сообщение, даже если тебе обещают таким образом очистить компьютер от вредоносных программ или разблокировать компьютер.
- В случае взлома страницы в социальной сети — смени пароли.
- Обратись за советом к взрослому.
ибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение кибербуллинга
- Не сообщай свои данные агрессору (реальное имя, фамилию, адрес, телефон, номер школы и т.п.). Когда злоумышленнику становятся известны твои анкетные данные, происходит так называемый «троллинг» или травля.
- Не открывай доступ к своей страничке незнакомым людям.
- Следи за информацией, которую ты выкладываешь в Интернете
- Придерживайся правил сетевой этики, не отвечай грубо на сообщения, этим ты можешь спровоцировать собеседника. Игнорируй сообщения от незнакомых, агрессивных и подозрительных личностей. Нужно понимать, что онлайн-общение не является приватным. Другие пользователи могут скопировать, распечатать или переслать твою личную переписку.
- Если ты видишь или знаешь, что твоего друга запугивают, поддержи его и сообщи об этом.
- Не посылай сообщения или изображения, которые могут огорчить кого-нибудь.
Борьба с кибербуллингом
- Не предпринимай самостоятельных действий по наказанию агрессора
- Немедленно обратись за советом к родителям или в специальные организации за помощью
- Сделай снимок экрана с оскорблениями (screen-shot) и перешлите его модераторам ресурса.
- Или напиши письмо в техподдержку с просьбой удалить аккаунт хулигана. Важно помнить, что адекватно отреагировав на неприятное сообщение, оповестив администрацию ресурса о киберхулигане, можно обезопасить от него, не только себя, но и остальных пользователей.
- Если же преследование происходит лично, с помощью электронной почты, сервисов мгновенных сообщений (ICQ, Google talk и т.д.) или IP телефонии (Skype) избавиться от неприятного собеседника можно нажав клавишу «игнорировать» (или «черный список»). У большинства программ, предназначенных для общения, существует такая или аналогичная функция.
Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече.
|
Архив записей |
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
|
|